Глава 9 - Личное и общественное

"Прокладывающему путь — Я покажу спасение Б-жье" (Тегилим, 50:23).
Здесь имеется в виду тот, кто зажигает на улице светильники, чтобы прохожим было светло, потому что сказал раби Шимон бен Лакиш: "Шауль удостоился царской власти только потому, что дед его зажигал светильники на улице". Говорят, что от его дома к синагоге путь вел через темные переулки, и он зажигал там светильники, чтобы прохожим было светло (Вайикра раба, 9).

Думай не только о себе

Дом человека и его двор — это личное владение, безраздельно принадлежащее ему, и он волен поступить с ним, как ему заблагорассудится. Однако он не должен причинить никакого ущерба своим соседям и тем, кто проходит мимо его владения. Об этом мудрецы наши говорили так: «Откуда мы знаем, что нельзя держать дома злую собаку и нельзя ставить в доме шаткую лестницу? Потому что сказала Тора: "Не будь причиной кровопролития в доме твоем" (Бава кама,15б).

Обычно своим лаем и даже одним своим видом злая собака нагоняет страх на постороннего человека, и у беременной женщины, идущей мимо, может случиться выкидыш... Держать у себя злую собаку можно только в том случае, если человек нуждается в ней как в стороже, и тогда он обязан принять все надлежащие меры, чтобы она никому не нанесла ущерба. И еще сказали мудрецы: "Каждый, кто держит в своем доме злую собаку, подобен тому, кто держит в своем доме свинью" (Бава кама, 83а). То есть Тора говорит, что он так же проклят, как и "проклят выращивающий свинью".

"Нельзя ставить шаткую лестницу у себя во дворе": вдруг кто-нибудь посторонний придет и, не зная о грозящей опасности, станет подниматься по этой лестнице и причинит себе вред.

Кроме того, человек обязан быть осторожен и не допускать, чтобы из его дома на улицу шел дым или дурной запах, а также не должны слышаться на улице громкие звуки, в том числе звуки пения и музыки в тот час, когда люди спят.

И точно так же нельзя производить у себя во дворе никакой работы и не делать ничего, что может вызвать отвращение у проходящих мимо.

Нельзя выбрасывать отбросы на улицу, под ноги прохожих, потому что каждый человек обязан следить за чистотой в общественных местах и устранять все, что может причинить вред другим точно так же, как он заботится об этом в своем собственном владении.

Говорили наши мудрецы:В прежние годы благочестивые люди зарывали колючки и битое стекло посреди своих полей, делая яму глубиной в три ладони, чтобы это не задержало плуг (потому что самому себе человек тоже не имеет права вредить), чтобы плуг не вынес их на поверхность земли и не поранились бы о них люди, проходящие через поле в то время, когда урожай уже снят.(Бава кама, 5Оа).

И еще говорили мудрецы наши:Когда человек убирает камни со своего участка, он не должен сваливать их в местах общественного пользования. Случилось однажды, что некий человек сбрасывал камни со своего участка на место общественного пользования, и это увидел один благочестивый человек. Сказал он ему: "Бездельник, зачем сбрасываешь ты камни с чужой земли на твою землю?!"
А тот — посмеялся над ним. Спустя некоторое время хозяин этого участка оказался вынужден продать его и, идя по общей дороге, споткнулся о те камни, что сам же туда сбросил. Тогда сказал он: Правильно сказал мне тот благочестивый человек — "зачем сбрасываешь ты камни с чужой земли на твою землю?!" (Бава кама, З0 а).

Тот, кто на других смотрит с завистью, даже своего собственного добра не видит. Он думает только о собственном доме, освобождает его от того, что может нанести ему вред, и выбрасывает это на улицу - землю, которая, как он думает, "не его", чужая. Однако же человек благочестивый и заботящийся о других, смотрит дальше и зорче. И заботливо относясь к другим, он лучше видит и свое собственное благо. Его владение сегодня принадлежит ему, а завтра он продаст его и оно будет принадлежать другому; однако же общественное владение принадлежит ему всегда, точно так же, как и всем остальным людям, и всякий вред, который может быть причинен ему, немедленно отразится как на каждом отдельном человеке, так и на всех остальных людях.

Нельзя накапливать большие запасы продовольствия, потому что это способствует исчезновению продуктов с рынка и повышению на них цен.
А если кто-либо все же делает так, то причиняет зло всему обществу, и проклятья, посылаемые в адрес виновников вздорожания, падают на его голову.

Этот запрет в силе всегда, но в годы засухи или бедствий его строгость возрастает во много раз, потому что каждый продукт, вносимый в дом человека сверх меры его потребностей, все равно что вырывается изо рта тех, кто повсюду ищет его и не может найти, и этот скупец причиняет им муки голода.

Говорили мудрецы наши:Накопители продуктов, и дающие в долг под проценты, и мерящие заменьшенной мерой, и поднимающие цены - о них говорит Писание: "... Когда минует месяц будем зерно продавать, и год субботний - и откроем амбары; меру сделать поменьше, а шекель — побольше, искривить весы свои лживые" [Амос, 8:5]. И сказано: "Поклялся Б-г гордостью Яакова: навечно ль забуду Я их дела" [ Амос, 8:7]
(Бава батра, 906) .

Не накапливают продукты и все то, от чего зависит жизнь человека (например, вино, масло и муку), однако приправы и пряности можно. О ком идет здесь речь? О том, кто скупает все это на рынке. Однако накапливать продукты своей земли можно... В засушливый же год нельзя запасать даже меру рожков, потому что это способствует инфляции (Бава батра, 906) .

Не следует создавать никаких препятствий и помех в местах общественного пользования, а напротив, беречь общество от любого ущерба или убытка, всемерно способствовать пользе общества и общественных владений. Поэтому необходимо поддерживать своим трудом и капиталом любое дело, в котором нуждается общество. Нужды всего общества - это нужды каждого отдельного его члена. Потому что сегодня другие нуждаются в этом а ты — нет, завтра же — тебе это будет нужно, а другим-— нет, и если сегодня ты не примешь участие в нуждах других людей, то завтра они не придут тебе на помощь.

Даже если ты твердо уверен, что никогда не обратишься к другим за помощью, ты обязан принимать участие в разрешении нужд других людей, потому что нет ни одного человека, который не получал бы от общества какой-либо пользы. Даже если твои друзья создают тебе лишь компанию, без которой было бы скучно и одиноко жить в этом месте, это уже великое благо, которое ты получаешь от общества. Поэтому, пользуясь этим добром, ты обязан нести на себе иго общественных нужд, и получишь за это доброе наследие в этом мире, и добрую награду в мире грядущем, а также все твои потомки. Примером этому служит царь Шауль, который удостоился короны только за то, что дед его делал ради блага всего общества.

Иногда необходимо дать возможность обществу использовать достояние и частное владение одного человека по принципу этот получает пользу, а тот - не терпит убытков", или потому, что так постановили в данном случае мудрецы:

...Сказал рав Йосеф: в этом случае учил Раби: не имеет права человек выливать свои запасы воды, если другие в ней нуждаются. Пусть самому ему эта вода не нужна, она нужна другим людям (Йевамот, 116).

Если снят уже урожай с его поля, а он не позволяет никому зайти на поле (чтобы сократить себе путь или просто получить удовольствие от запаха поля) - что тогда говорят о нем? "Что за радость имеет он от этого, чем люди мешают ему?!" И о нем говорит Писание: "Не лишай добра того, кому принадлежит оно, коль есть у тебя возможность" (Мишлей, 3:27). Еще царь Шломо постановил, что путникам будет разрешено "идти тропинками, ведущими через поля" (Рамбам, Законы о денежных убытках, 5).

А когда Йегошуа делил Страну Израиля между сынами Израиля, он так обусловил их права на наследие: они не будут скупы друг с другом, и каждый в отдельности со всем обществом, но будут великодушны друг с другом, и каждый в отдельности будет заботиться об общественном достоянии. И каждый, кто принимает к сердцу нужды других и принимает участие во всех общественных нуждах, удостоится узреть утешение и радость всего Израиля - вскорости, в наши дни.

Об ограде на крыше

1. Тора велит, чтобы человек делал на крыше своего дома ограду, окружающую крышу со всех сторон (неважно, принадлежит этот дом ему или же дом не его, и он лишь снимает его у хозяина); потому что сказано: "Как построишь новый дом, сделай ограждение крыше твоей, и не будь причиной кровопролития в доме твоем, чтобы не упал кто-нибудь с него"
(Дварим, 22:8).

2. Высота ограды должна быть 10 тфахим (около 1 метра); и поручни должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать тяжесть человека, который на них обопрется.

3. Обязанность делать ограду ложится на человека тогда, когда в его владении крыша, находящаяся на высоте, большей, чем 81 см от земли, и площадью не меньше, чем 4x4 локтя (около 4м2).

4. Человек обязан делать перила вдоль лестниц, ограждать яму или колодец, находящиеся в его владении (если они открыты сверху), или делать для них покрытие достаточно прочное, чтобы оно могло выдержать тяжесть людей или животных, которые пройдут по нему.

5. Строящий ограду для крыши перед завершением работы произносит благословение: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, царь мира, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам делать ограду для крыши".


 

Untitled Document
ТЫ И ТВОЙ ДОМ
The Jew and His Home
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация
 


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.