Глава 7 Семейная жизнь ключ к счастью

Еврейский народ, как мы уже отмечали выше, представляет собой, в сущности, одну семью - разросшуюся семью праотца Аврагама. Поэтому неудивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальнымие и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и духовно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.
Законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее аспекты -вплоть до самых интимных отношений. Эти законы основаны на следующих фундаментальных принципах:
• уважение к индивидуальности и чувствам каждого члена семьи;
• мирные и гармоничные отношения (шлем байит);
• признание определенных прав за каждым членом семьи и уважение этих прав;
• сохранение душевной чистоты и цельности чувств в интимной сфере. Довольно часто неполадки в семейной жизни вызваны пренебрежением к декларированным выше принципам. Евреи в современном мире знакомы как с аскетическим христианским идеалом отношений между мужчиной и женщиной, так и с гедонистическим принципом современного секуляризма с его вседозволенностью в области секса. Но, к сожалению, слишком многие наши современники почти ничего не знают о традиционном еврейском подходе к вопросам пола. Иудаизм весьма далек от обеих крайностей, и для верующих евреев равно чужды как эти полярные концепции, так и вытекающие из них нормы поведения.
Еврейская религия возвышает и утончает чувства и мысли человека, благословляет его на счастливую и осмысленную жизнь, но отнюдь не считает, что необходимо немедленно удовлетворять любые сиюминутные желания. Эгоизм и неразборчивость в отношениях между полами всегда рассматривались иудаизмом как нечто низменное и вульгарное, как уступка человеческой слабости. Там, где люди преступают данные Всевышним заповеди, найденное ими "счастье" впоследствии неизменно оборачивается горечью и разочарованием.
Нет никаких сомнений в том, что соблюдение еврейских законов семейной жизни значительно способствует укреплению брака. Это, конечно, не может предотвратить личные драмы и неурядицы, однако создает прочный фундамент для спокойных, гармоничных и доставляющих удовлетворение отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Чистая и вместе с тем полнокровная жизнь сохраняет остроту любовных переживаний и наполняет их высоким духовным смыслом, поднимает до уровня, достойного "народа святых".
Необходимо подробно остановиться на некоторых еврейских традициях, касающихся брака, поскольку они, вероятно, менее понятны современному человеку, чем законы о взаимоотношениях родителей и детей. Разлад и отчужденность, царящие во многих еврейских семьях, свидетельствует о том, что именно эти традиции, к несчастью, забыты.
Главной целью супружества иудаизм считает произведение на свет потомства. Рожать детей - значит исполнять заповедь Торы "Плодитесь и размножайтесь". Это способствует осуществлению Б-жественного замысла, приближает человека ко Всевышнему в вечном акте творения. Вопрос о том, сколько детей нужно иметь для выполнения заповеди, до сих пор является предметом споров между раввинами, но в любом случае ясно, что вообще отказаться от воспроизведения потомства - значит нарушить повеление Всевышнего.
Однако брак имеет и самостоятельную ценность. Еще до того, как Всевышний сказал: "Плодитесь и размножайтесь", Он сотворил жену для Адама, ибо "нехорошо человеку быть одному". Так были выдвинуты на первый план в браке взаимная поддержка, любовь и добрая воля. Наши мудрецы говорили: "Всевышний с нетерпением ожидает, когда человек возьмет себе жену" (Кидушин, 296); "Человек, отказывающийся от брака, лишен благословения, святости -.. мира и покоя" (Йевамот, 626); "Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе" (Псахим, 113а). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, еще не может считаться полноценным человеком. "Мужчина не должен быть без жены, женщина без мужа, и оба они без Б-га", - написано в мидраше (Брейшит раба, 8:9). Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.
Подчеркивание духовного в браке ни в коей мере не означает предпочтение чисто платонических отношений между мужчиной и женщиной, равно как и не предполагает протинеестественного подавления дарованных Всевышним физических и эмоциональных потребностей. Еврею запрещается лишать свою жену права на близость, независимо от соображений о продлении рода. Тора рассматривает любовный акт как одну из важнейших обязанностей супруга. Муж в равной степени должен обеспечить жену пищей, одеждой, кровом и любовным отношением, он "...не должен лишать ее супружеской близости" (Шмот, 21:10). Эти права признаются за женщиной и в том случае, когда она не может рожать (из-за возраста или по состоянию здоровья).
В рамках освященного законами Торы супружеского союза секс никогда не трактовался как нечто греховное, низменное, постыдное.
Иудаизм резко осуждает похоть, разврат, распущенность, супружескую неверность, а также любые формы кровосмешения, проституции и гомосексуализма, считая все это мерзостью, противной воле Всевышнего и ведущей как к духовному падению отдельного человека, так и к моральному и физическому вырождению нации и всего человечества. Но он горячо ратует за любовь между мужчиной и женщиной, заключившими брак. Внешний облик, характер и даже здоровье потомства рассматриваются нашими мудрецами как прямое следствие характера интимных отношений между супругами.
Еврейский Закон подчеркивает важность правильного поведения супругов перед супружеской близостью. Он предостерегает от любого принуждения женщины, от близости в состоянии опьянения или после ссоры. Рамбам делает такой вывод из всех еврейских законов о браке: "Близость должна порождаться лишь истинным желанием и быть следствием радостного взаимного влечения мужа и жены".
Подобно тому, как еда и питье возвышены Торой до уровня служения Всевышнему, освящено все, что относится к области секса. Вкушать пищу необходимо и приятно, однако законы кашрута говорят нам, что не всякая еда при. носит пользу. То же и в интимной сфере. Еврей должен осознавать разницу между чистым и нечистым, святым и низменным
В семейной жизни существуют и другие ситуации, когда Закон запрещает близость между супругами. Речь прежде всего идет о периоде менструации у женщины с прибавлением семи "очистительных" дней после ее окончания. В среднем перерыв составляет около двенадцати дней. В это время Мужчине запрещено даже касаться супруги; спать они должны в разных кроватях.
Каков смысл этой заповеди? Было высказано несколько предположений:
• воспитание умения владеть своими желаниями даже в тех случаях, где чувство торжествует над разумом. Сила человека, учат наши мудрецы, измеряется его способностью управлять своими страстями и не позволять им управлять собой;
• соображения эмоционального и физиологического порядка, учитывающие чувства женщины, для которой близость в этот период может быть нежелательна,
• уменьшение вероятности пресыщения в браке, которое появляется со временем; стремление сохранить очарование и свежесть отношений, характерные для первых месяцев супружества;
• возможность отдыха для одного или обоих супругов, не сопровождаемого чувством вины, если он или она испытывает равнодушие или страдает от холодности другого; в этом случае супруги не ощущают психологической ответственности за воздержание.
Уклонение от близости в запретный период не исчерпывает всех законов чистоты семенной жизни. По окончании отсчета семи "чистых" дней жену и мужа соединяет особая процедура: женщина должна погрузиться в воды специального бассейна для ритуальных омовений - миквы. С начала менструации и до этого момента она остается запретной для мужа и называется нида - "отделенная".
Омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения, Во времена Храма коганим и левиим, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, совершали омовение. Принимающие еврейство, будь то мужчины или женщины, также окунаются в воды миквы, что символизирует их духовное очищение. Еврейская женщина обязана посещать микву ежемесячно, вплоть до наступления климакса.
Специалисты приводят убедительные доказательства гигиенической и медицинской пользы омовения в микве, но главная цель этого ритуала, конечно, иная - духовная. Погружение в воды миквы отнюдь не равнозначно обычному купанию из элементарных гигиенических соображений. Это ясно хотя бы из того, что перед совершением ритуала требуется тщательно вымыться.
Еврейская семейная жизнь невозможна без миквы. Куда бы судьба не забросила евреев, они прежде всего, даже раньше синагоги, строят микву. Закон предписывает продать свиток Торы, если общине не хватает денег на сооружение миквы.
Современная сверкающая кафелем миква с автоматическим контролем температуры и салоном красоты, конечно, как небо от земли отличается от миквы в крепости Массада, что на вершине горы у Мертвого моря, и даже от миквы в восточно-европейском местечке в начале века, но назначение их одинаково. Так сохраняется духовная связь поколений.
В наше время многие евреи нарушают, к сожалению, законы чистоты семейной жизни еще чаще, чем субботу и кашрут, но делают это скорее в силу полного незнания, чем по злому умыслу. Изучение этого раздела иудаизма не входит, разумеется, в программу элементарной шестиклассной еврейской школы в США или в странах Западной Европы. Его можно было бы преподать юношам и девушкам старших классов, но, к сожалению, слишком мало детей получают нормальное еврейское образование. О важнейших заповедях, на которых зиждется весь еврейский образ жизни, молодые люди узнают лишь урывками на лекциях, прочитанных в узком кругу, или от немногих счастливчиков, которые получили традиционное еврейское образование. Большинство же остается в полном неведении или, что еще хуже, получает превратное представление об этих простых и мудрых законах, смысл которых в том, чтобы обеспечить еврейской семье счастье, мир и покой.

Почитание родителей

"Уважай отца своего и мать свою..." (Шмот, 20:12);"Каждый должен бояться матери своей и отца своего..." (Вайикра, 19:3) - так учит нас Тора.
Мудрецы Талмуда считают, что человек должен относиться к родителям так, как б-гобоязненный еврей относится ко Всевышнему: "Если человек уважает отца и мать, Всевышний, благословен Он, говорит: "Это значит, что он чтит Меня" (Нида, 31 а). Безразличие к родителям равносильно неуважению к Творцу.
Дети должны учиться законам жизни на примере родителей. Воспитанные в духе иудаизма, она, как само собой разумеющееся, будут исполнять и заповедь почитания отца и матери. Конечно, нельзя отрицать влияния внешних факторов, но, как правило, люди, равнодушные к своим родителям, не видели в своем доме священных книг и не слышали слов Торы.
В отношениях между родителями и детьми наша традиция предписывает нам придерживаться следующих общих правил:
• если возникает противоречие между требованиями родителей и предписаниями Торы, то преимущество должно быть отдано повелениям Всевышнего, поскольку все люди обязаны Ему подчиняться;
• однако, если даже родители и не считаются с волей Всевышнего, сын или дочь ни в коем случае не должны им дерзить, вести себя оскорбительно или вызывающе. Независимо от поведения родителей, дети обязаны исполнять по отношению к ним все, к чему их обязывает Тора. В еще большей мере это, естественно, относится к бытовым конфликтам. Поносящий родителей проклят Всевышним, ибо сказано: "Проклят позорящий отца своего и мать свою" (Дварим, 27:16);
• если конфликт с родителями вызван тем, что сын или дочь хотят уйти из дома, чтобы посвятить себя углубленному изучению Торы или чтобы вступить в освященный еврейским Законом брак, против которого отец и мать почему-либо возражают, дети в таком случае не обязаны им подчиняться;
• взрослые дети, имеющие престарелых и нуждающихся родителей, должны заботиться о них, одевать и кормить.
• Все необходимое нужно делать с любовью, тактично, без .раздражения. Замужняя женщина, муж которой возражает против исполнения ею долга по отношению к ее родителям, свободна от дочерних обязательств;
• дети обязаны почитать также память родителей. Сын .должен в течение одиннадцати месяцев после смерти отца или матери ежедневно читать поминальную молитву -, "Кадиш". И сын и дочь ежегодно отмечают годовщину, смерти родителей (йорцайт), раздавая деньги с благотворительной целью в память о покойных.
По словам наших мудрецов, глубокое изучение Торы и добрые дела - вот высшая форма уважения к родителям, живым или умершим, чтобы люди могли сказать: "Как счастливы отец и мать, воспитавшие такого человека!"

Воспитание и образование

Общеизвестно, сколь большое значение придают евреи образованию детей. Гораздо менее известно, что именно понимается под словом "образование".
На иврите образование называется хинух, но слово это означает не только формальное обучение. Буквально оно переводится как "посвящение". Хинух - это всесторонняя подготовка к жизни, а не только к зарабатыванию денег. Главные задачи еврейского образования состоят в том, чтобы привить ребенку морально-этические нормы иудаизма, научить сознательно следовать заповедям, обучить методам самостоятельного изучения Торы, Талмуда и других еврейских источников, воспитать у него любовь к своему народу. Параллельно и отнюдь не в ущерб основным целям еврейского образования можно обучать етей "светским" наукам и давать необходимую подготовку к приобретению профессии. Родители, заботящиеся только о профессиональной карьере своих детей, безжалостно обделяют их, предоставляя им лишь незначительную часть того" что еврейская традиция считает образованием.Некоторые родители склонны больше заботиться о еврейском воспитании сыновей, но не дочерей. Это в корне противоречит духу иудаизма. Жена, так же как и муж, ответственна за воспитание детей, на ней лежит обязанность вести еврейский дом и соблюдать кашрут. Лишить девушку необходимых знаний - значит не дать ей подготовиться к исполнению своего основного долга перед Всевышним.
Родители обязаны приучать детей соблюдать заповеди в соответствии с их возрастом и возможностями, как сказано: "Учи ребенка, сообразуясь с его натурой" (Мишлей, 22:6). С того момента, как ребенок начнет говорить, ему можно читать короткие отрывки из Торы, например: "Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь один!..", учить его благословениям над хлебом и другой едой. В помощь родителям существует богатый выбор субботних и праздничных песенок, детских стихов на религиозные темы и т.д. Когда дети достаточно подрастут, чтобы вести себя сдержанно, следует брать их с собой в синагогу, что приучит их к порядку молитв и познакомит с мотивами песнопений. Недопустимо откладывать их религиозное воспитание до тех пор, пока они достигнут школьного возраста. Тратить первые годы, когда дети наиболее впечатлительны, только на волшебные сказки и детские стишки столь же безответственно, сколь и неразумно.
Родители обязаны учить детей Торе и позаботиться, чтобы они получили традиционное еврейское образование. Такова заповедь: "И учите им [словам Торы] сыновей своих..." (Дварим, 11:19). Отец и мать не могут удовлетвориться тем, что их дети получили поверхностные знания, они должны стремиться дать им основательное еврейское образование.
Необходимо также подготовить детей к самостоятельной жизни, дать им профессию. Отец обязан научить сына ремеслу", - учит нас Талмуд. По мнению мудрецов, это требование продиктовано этическими соображениями: "Тот, кто не делает этого, учит [сына] воровать", ибо человек, не имеющий средств к существованию, ложится обузой на всю общину.
"Отец должен научить ребенка плавать", - сказано в Талмуде, ибо это может в один прекрасный день спасти ему жизнь. Отсюда можно заключить, что обучение приемам самообороны - также одна из обязанностей родителей.
Нельзя бить детей жестоко, со злобой. Даже когда наказание оправдано, следует тщательно учитывать его последствия и соизмерять его меру с возрастом и виной ребенка. Большого ребенка вообще запрещается бить. При этом слово "большой" означает не возраст, а сознательность. Если физическое воздействие может нанести ущерб человеческому достоинству ребенка, нужно заменить его другим наказанием, например, лишением подарков и удовольствий.
Тот, кто бьет большого ребенка, нарушает заповедь Торы: "Перед слепым не клади помехи" (Вайикра, 19:14), то есть не дай человеку споткнуться и упасть. Понимать это надо также в этическом смысле.
Родители не должны быть слишком требовательны к своим детям. Надо избегать таких ситуаций, когда уважение превращается для последних в тяжкую ношу. Разрешается отказываться от некоторых знаков внимания, положенных родителям от детей.
Хотя мальчики до тринадцати лет и девочки до двенадцати не несут ответственности за соблюдение религиозных предписаний, родители, тем не менее, не должны заставлять их делать что-либо, запрещенное еврейским Законом.
Очень важно проявлять любовь к детям и чуткость к их потребностям и заботам. Это вовсе не означает осыпать их подарками и исполнять любые желания. Лучше шлепок, если ребенок понимает, что его все равно жалеют и любят, чем заваливание подарками, когда, несмотря на это, он чувствует себя нелюбимым и ненужным. Порой отказ в каком-нибудь капризе, пусть и огорчительный вначале, позже может быть воспринят как проявление большей заботы, чем небрежное потакание любым запросам или равнодушное родительское "делай, что хочешь".

Супружеские отношения

Какая семья не мечтает создать уютный дом, где царят мир, гармония и спокойствие? По еврейскому Закону, супруги должны избегать всего, что нарушает шлом байит -мир в семье, - ссор, подозрительности, раздражения, обид, пусть даже для них есть причина. По мнению наших мудрецов, "дом, в котором поселились распри, в конце концов разрушится".
Женщина не должна откладывать омовение в микве или каким-либо другим способом воздвигать преграду между собой и мужем, чтобы досадить ему или отомстить. Серьезным грехом является использование физического влечения в качестве орудия "наказания" супруга или средства давления на него.
Мудрецы Талмуда строго предостерегают мужчину от оскорбительных слов в адрес жены, даже если рядом нет посторонних. Особенно тяжек грех, когда муж обижает жену на людях.
"Муж должен любить свою жену, по меньшей мере, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя" (Йева-мот, 626, Сангедрин, 766).
"Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены, и тогда мир и благополучие будут царить в его доме" (Бава мециа, 59а).
"Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем"
(Бемидбар раба, 89).
"Кто богат?" - спросил раби Акива и ответил: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 256).

Развод

Если, несмотря на все усилия сохранить мир, в отношениях между супругами возобладала неприязнь и в доме постоянно возникают ссоры, им лучше разойтись. В подобных случаях Тора разрешает расторгнуть брачные узы с помощью развода. Его процедура строго регламентирована Галахой-
Союз, заключенный по законам Торы, не может быть аннулирован постановлением светского суда. Пока не совершена церемония, предусмотренная Галахой, брак считается действительным.
Новый брак, заключенный после "гражданского" развода, не имеет законной силы и рассматривается как внебрачные отношения. Они не только порочат бывших супругов и их нынешних партнеров перед Всевышним, но и кладут неизгладимое пятно незаконного происхождения на детей, которые могут родиться.
Хотя Тора разрешает развод и признает достаточной причиной для него даже несовместимость характеров, все же к этому шагу не следует прибегать необдуманно или поспешно. Расходятся лишь тогда, когда всякая надежда на преодоление разногласий потеряна, а взаимная враждебность и неприязнь растут. Тот, кто разводится, когда это становится неизбежным, не совершает дурного поступка. И все же любой развод, особенно когда он затрагивает интересы детей, всегда трагедия. Недаром Талмуд говорит, что всякий раз, когда семья распадается, "даже алтарь Всевышнего источает слезы".

Миква

Как мы уже писали выше, женщина остается нидой до тех пор, пока не совершит омовения в микве. Миква отделяет период воздержания, когда супружеская близость запрещена, от периода, когда близость не только разрешена, но поощряется, ибо приносит пользу физическому и духовному здоровью человека.
Жена обязана следить за своим менструальным циклом, отмечать дату последнего появления крови и отсчитывать семь последующих "чистых" дней, чтобы не слишком рано и не слишком поздно отправляться в микву. Подходящим для этого временем считается вечер, непосредственно следующий за семью "чистыми" днями. (Именно по этой причине общественные миквы открыты в вечерние часы). Жена не должна откладывать посещения миквы за исключением случаев, когда супруг находится вне города.
В микве женщина с помощью обслуживающего персонала готовится к ритуальному омовению: снимает все" что может помешать проникновению воды ко всем участкам тела (заколки, кольца, протезы, даже лак с ногтей), принимает горячую ванну, расчесывает волосы.
После однократного полного - с головой - погружения в воды миквы женщина должна встать и произнести благословение :

БАРУХ АТА. АДОНОЙ, ЭПОГЕЙНУ. МЕЛЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ ГАТВИЛА!

Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и заповедавший нам омовение!

Затем она должна еще раз с головой окунуться в воды миквы.
Впервые женщина посещает микву перед вступлением в брак. Поэтому следует назначить свадьбу на то время, когда супругам дозволена близость.
Женщина считается также нечистой в течение семи дней после рождения сына и четырнадцати дней после рождения дочери. В обоих случаях после этого отсчитываются еще семь "чистых" дней, которые завершаются посещением миквы. В некоторых общинах вошло в обыкновение откладывать посещение миквы до истечения сорока дней со дня рождения сына и восьмидесяти - со дня рождения дочери.

Скромность

Поведение всех членов еврейской семьи должно характеризоваться скромностью. Это относится как к внутрисемейным отношениям, так и к отношениям с посторонними.
Скромность подразумевает умеренность в речи, манере одеваться, еде и питье, в стремлении к удовольствиям и развлечениям.
Ничто так явно не нарушает скромность, как вульгарные выражения или непристойные жесты. Употребление ругательств несовместимо с обликом еврея.
Нескромной для женщины является такая одежда, которая обнажает обычно закрытые части тела. Носить чрезмерно открытые платья с целью не отстать от моды - то же самое, что обнажаться для завлечения мужчин. Можно одеваться изящно, но прилично и достойно.
Скромность в поведении исключает откровенную агрессивность и развязность, но отнюдь не означает чрезмерной застенчивости.
Скромность предполагает умеренность во всем. Это не означает, однако, что нужно вообще отказываться от участия в разного рода вечеринках и тому подобном; не следует лишь чересчур усердствовать в выпивке.
"Не прелюбодействуй!" - гласит заповедь, запрещающая связь с чужой женой. Замешанные в таком тяжком грехе мужчина и женщина одинаково виноваты. Это преступление не столько по отношению к мужу неверной жены, сколько перед Всевышним, Чьей заповедью так пренебрегают.
Тора запрещает любые случайные связи, а не только с замужней женщиной. Половая распущенность была свойственна древним народам, среди которых жили евреи. Всевышний сурово покарал их: "И не следуйте обычаям народа, которых Я прогоняю от вас. Ибо они все это делали и стали Мне омерзительны" (Вайикра, 20:23).
Вульгарность и распущенность - непременные атрибуты современной "массовой культуры" - несовместимы с духом иудаизма. Многое из того, с чем наши предки боролись на заре человечества, во времена культа языческих богов Ваала и Астарты, в период расцвета греко-римского гедонизма, к сожалению, возродилось и расцвело в ряде стран мира. Тот факт, что моральный уровень окружающего общества снизился и оно стало более терпимым и даже благосклонным к проявлениям "свободы нравов", отнюдь не делает их приемлемыми для евреев. Это означает лишь, что нам придется прилагать больше усилий в борьбе за сохранение традиционных ценностей - борьбе, которая ведется в течение многих столетий.

Аборт и противозачаточные средства

Вопрос об аборте должен решаться отдельно в каждом конкретном случае; и в каждом таком случае следует обращаться к раввину. В общем же, все галахические авторитеты согласны с тем, что терапевтический аборт, то есть производимый с целью спасения жизни матери, не только допустим, но и обязателен. Срок беременности не имеет при этом значения. Когда возникает дилемма: спасать жизнь матери кли еще не родившегося ребенка - еврейский Закон высказывается в пользу матери. Более того, аборт, как правило, разрешают, если существует угроза физическому или психическому здоровью женщины
С другой стороны, все источники указывают, что аборт из соображений удобства, материальных выгод или преследующий Другие эгоистические цели совершенно нетерпим. Это правило относится ко всему периоду беременности, с момента зачатия и до родов. Хотя плод и не считается живым существом вплоть до появления ребенка на свет, он тем не менее представляет собой росток потенциальной жизни, уничтожение которого является тяжелейшим грехом. Раввины расходятся во мнениях относительно таких ситуаций, когда существует большая вероятность, что ребенок родится уродом (например, если речь идет о кровосмесительной связи). В подобных ситуациях аборт часто разрешается, если срок беременности не превышает сорока дней, а в особых случаях - и до трех месяцев.
Галаха уделяет большое внимание вопросу о допустимости тех или иных методов предотвращения зачатия. Современные раввины не высказали возражений против употребления противозачаточных таблеток, поскольку это формально не противоречит запрету уничтожения семена. Однако предотвращение рождаемости противоречит духу и идеалам иудаизма. Наша религия поощряет рождение как можно большего числа детей. Рамбам писал: "Даже если человек исполнил заповедь "Плодитесь и размножайтесь", не следует ему отказываться от продолжения рода до тех пор, пока он на это способен, ибо тот, кто добавляет новую Душу к Израилю, подобен Тому, Кто сотворил мир.

 

Untitled Document
Быть евреем
To be a Jew
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация
 


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.