Глава 14 Сукот

Еврейское летосчисление

Сука - это шалаш, хижина, временная постройка, подобная тем, в которых жили наши предки во время сорокалетних странствий по пустыне после Исхода из Египта. "...В шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской" (Вайикра, 23:43). Праздник Сукот и является напоминанием об этом важном периоде истории еврейского народа, однако его значение не исчерпывается и не ограничивается одними только историческими ассоциациями. Основная идея праздника - глубокая вера в Б-жественное Провидение. Все случившееся с евреями в пустыне укрепляет веру в то, что Всевышний никогда не оставит Свой народ. Эта вера выражается в обряде постройки суки - хижины с не защищающей от непогоды кровлей, в которую еврей должен переселиться на всю праздничную неделю. Идея вечной благодарности Всевышнему, которой мы преисполнены за все, что Он делает для нас, подчеркивается выбором времени праздника. Недаром он совпадает с последней жатвой, "когда уберешь с гумна своего и из давильни своей" (Дварим, 16:13). Это время как нельзя лучше подходит для выражения благодарности Всевышнему, заботящемуся о нуждах людских. Поэтому Тора называет Сукот "праздником собирания [плодов] " - хаг гаасиф. В сидуре он именуется также зман симхатейну ("временем нашего веселья") - в соответствии с трижды упомянутым выражением Торы: "...и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней".
Сука представляет собой временное жилье, шалаш, в котором стараются проводить как можно больше времени. В странах, где в это время года уже холодно, в суке следует, по крайней мере, устраивать все трапезы. Есть такие евреи, что и стакана воды не выпьют вне суки.
При входе в суку произносят благословение:

БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ. МЕЛЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕЙШЕВ БАСУКА!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЖИТЬ В ШАЛАШЕ!

Это благословение произносят сразу же после благословения над хлебом, всякий раз, когда приступают к трапезе в суке,
Если дождь настолько силен, что заливает стол, разрешается покинуть суку.
Больные люди свободны ог выполнения заповеди пребывания в суке.
Путешествующему разрешается есть вне суки. Женщины освобождены от заповеди жить в суке.
Сука должна иметь по меньшей мере три стены. Четвертая сторона может оставаться открытой. Стены разрешается изготовлять из любого материала, включая материю, которую следует хорошо закрепить, чтобы она не хлопала на ветру,
Сука может быть построена впритык к постоянному жилищу.
Минимальная площадь суки шестьдесят на шестьдесят сантиметров. Высота - не менее восьмидесяти сантиметров.
Главное в суке - это ее покрытие (схах на иврите). В качестве покрытия можно использовать ветви деревьев и кустарников, но не плоды. Нельзя покрывать суку также досками или балками. Рекомендуется брать ветки деревьев и других растений с медленно увядающими листьями. Покрывать суку надо так, чтобы сквозь крышу виден был свет звезд и мог проникать дождь. Вместе с тем в суке должно быть больше тени, чем солнечного света. Зазор по горизонтали между крышей и стенами не должен превышать двадцати четырех сантиметров.
Схах начинают укладывать только после возведения стен.
Нельзя строить суку под деревом или под каким-либо навесом - например, под балконом. Навес, который простирается над сукой более чем на два метра, делает ее непригодной. Если же он перекрывает лишь часть суки, то такая сука пригодна, но не разрешается сидеть в той ее части, над которой что-либо нависает.
Полагается украшать суку красивой мебелью, нарядной посудой, коврами. Принято подвешивать к схаху всевозможные плоды, развешивать на стенках картины, вырезки, аппликации. Участие всей семьи в постройке суки и ее украшении делает этот обряд долгожданным событием года.

Четыре вида растений

Еще одной характерной чертой праздника Сукот является благословение над четырьмя видами растений. Лулав (пальмовую ветвь), гадасим (три веточки мирта) и аравот (две веточки ивы) связывают вместе в один пучок и держат в правой руке, а этрог (плод дерева из рода цитрусовых) - в левой и произносят благословение:

БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЛУЛАВ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ БРАТЬ В РУКИ ЛУЛАВ!

В первый день праздника к этому благословению добавляют еще благословение "Шегехеяну".
Завершив благословение, переворачивают этрог черенком вниз. Сблизив руки, потряхивают "букетом" из ветвей на все четыре стороны света, поднимая его сначала вверх, а потом опуская вниз.
Лулав и этрог держат в руках также во время чтения молитвы "Галель", которую читают каждый день праздника по утрам. При этом после произнесения слов: "Благодарите Г-спода - ибо Он добр, ибо вечна милость Его'" и "Мы молим: Г-сподь, спаси нас!" несколько раз потряхивают лулавом.
Во время особой праздничной молитвы "Гошанот" все присутствующие в синагоге обходят с лулавами и этрогами вокруг бимы. В первые шесть дней праздника ежедневно проходит одна такая процессия, а на седьмой день (который называется Гошана раба) биму обходят семь раз. Этот обряд символизирует процессии, которые устраивались вокруг жертвенника в Иерусалимском Храме.
В субботу, даже если она приходится на первый день праздника, обряд с лулавом и этрогом не совершают.

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Завершающий восьмой день Сукот (в диаспоре восьмой и девятый дни) считается самостоятельным праздником и называется Шмини-Ацерет ("восьмой день собрания"). Всевышний, говорят мудрецы, подобен царю, пригласившему своих детей на пир, который должен продлиться определенное число дней. Когда же приходит время расставанья, царь говорит: "Дети мои, у меня к вам просьба. Задержитесь еще на один день, мне так жаль расставаться с вами". Подобно Сукот, Шмини-Ацерет также именуется в сидуре "временем нашего веселья".
В этот день сукой не пользуются и благословение над этрогом и лулавом не произносят. Поскольку в Шмини-Ацерет завершается годовой цикл еженедельных чтений Торы, этот день называют также Симхат-Тора - "радость Торы" (в диаспоре так называют только второй день). Это, пожалуй, самый веселый праздник в году. Вечером и утром молящиеся семь раз обходят биму со всеми свитками Торы в руках. Люди веселятся, поют и танцуют. В синагогах принято в этот день вызывать к Торе всех присутствующих, даже маленьких детей.

 

Untitled Document
Быть евреем
To be a Jew
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация
 


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.