Часть 2 Глава 2

Из изложенного [следует] ответ заблуждающимся и [выясняется], в чем коренится ошибка[1] тех, кто отрицает Б-жественное Провидение по отношению к отдельным творениям, а также знамения и чудеса, о которых рассказывает Тора Их ошибка - в проведении ложной аналогии. Они представляют себе действие Б-ra, творящего небо и землю, подобным делам человеческих рук. Когда из рук ювелира выходит сосуд, этот сосуд больше не нуждается в создавшем его, и хотя руки ювелира не прикасаются к нему более, и сам ювелир удалился, сосуд сохраняет точно ту же форму, какую он ему придал. Так же представляют себе эти неразумные сотворение неба и земли. Но их глаза ослеплены и не способны видеть[2] громадную разницу между делами и творениями человека, который создает из уже существующего, лишь изменяя форму и вид, кусок серебра превращая в сосуд, и творением из ничего неба и земли.

Ведь это - чудо большее, чем, например, разделение вод Красного моря, когда Всевышний заставил море отступить под напором сильного восточного ветра, дувшего всю ночь, и воды расступились и встали стеной[3]. Если бы Всевышний прекратил на минуту ветер, воды тут же снова обрушились бы вниз, как это им свойственно по природе, и уж, разумеется, не продолжали бы стоять стеной, хотя это свойство воды тоже было сотворено[4] из ничего и постоянно возобновлялось. Ведь стена стоит сама, без поддержки ветра, но не такова природа воды. [И если для совершения чуда - разделения вод Красного моря - необходимо было непрерывное действие Б-га], тем более необходимо оно при творении из ничего, ибо это сверхъестественное действие, оно гораздо более чудесно и удивительно, чем разделение вод Красного моря, и в гораздо большей степени тут нужно ожидать, что при прекращении действия Творца в творимом, сохрани Б-г, должно было бы последовать обращение сотворенного в ничто и полное небытие. В творимом постоянно должна действовать сила Творящего для оживления и поддержания его существования, и это - "буквы речи" Десяти речений, которыми творения созданы.

И таков смысл слов: веата мехайе эт кулам ["Ты всех их оживляешь"]. Читай не мехайе ["оживляешь"], а мегавэ ["творишь"], то есть творишь из ничего[5]. Слово ата ["Ты"] - это все буквы от "алеф" до "тав" и буква "гей" - пять путей произношения[6], то есть источники букв. И хотя Б-г не имеет телесной формы, много в Писании таких [звучащих антропоморфически] выражений[7], как: "И Б-г говорил", "И сказал Б-г", и это - раскрытие пророкам двадцати двух высших букв и облечение этих букв в виде пророческого видения -в их уме и постижении, а также в мысли и речи, как написано: "Дух Б-жий говорил во мне, и слово Его на языке моем"[8], и как о том же писал раби Ицхак Лурия, благословенна память его (в "Шаар ганевуа"). Подобно этому и облечение букв в творениях, как написано: "Словом Б-га создано небо и дыханием уст Его - все воинство небесное"[9]. Но [облечение букв в созданиях возможно] лишь путем многократных и сильнейших [поступенных] нисхождений, пока они не достигают телесного мира Асия[10], пророческое же постижение - в мире Ацилут при его облечении в мире Бриа.

Примечания к главе 2

[1]   Тот, кто затрудняется в вере, должен уяснить себе, в чем корень его ошибки, ибо с этим связаны и все остальные его вопросы.

[2]   Человек лишь изменяет форму существующего, но если речь идет о возникновении из абсолютного небытия, необходимо в возникшем продолжение действия творческой силы, которая раз сообщила ему существование, ибо это существование ею обусловлено.

[3]   Шмот, 14:21,22; 15:8.

[4]   Ветер Всевышнего не только оттеснил воды, но и действовал по отношению к ним как творческая сила - сообщил воде новую способность: стоять стеной. Это не было сотворением принципиально нового качества: есть в природе творения, которым свойственно стоять, стена например. Однако это свойство нуждалось в непрерывном возобновлении своего существования. Если же говорить о совершенно первичном сотворении того, что никогда не существовало, тем более ясно, что необходимо постоянное присутствие создавшей их творческой силы, ее постоянное действие.

[5]   Оживление не обязательно предполагает творение. Душа, например, дает жизнь телу, но не сообщает ему существования. При творении же жизнь Творца не только оживляет, но из небытия вызывает к существованию, и это - непрерывное продолжительное действие, с его прекращением должно было бы прекратиться и существование всего созданного. В сущности, оживление и творение в этом случае идентичны.

[6]   Числовое значение буквы "гей" - 5. Пять путей произношения - гортань, нёбо, язык, зубы и губы. Таким образом, слово ата во фразе "Ты всех их оживляешь", состоящее из "алеф" и "тав" (все буквы алфавита) и буквы "гей" (речь), указывает на буквы как на проявление оживляющей и творящей силы.

[7]   См. начало гл. 10.

[8]   Шмуэль И, 23:2.

[9]   Тегилим, 33:6. 

[10]   Мир Асия (Мир действия) - наш физический мир. Мир Ацилут (Мир эманации) - духовный мир, предшествующий сотворенным. Он представляет собой совершенное единство с Б-гом. Б-жественный свет в этом мире достигает уменьшения, достаточного для того, чтобы стало возможным сотворение физического. Мир Бриа (Мир сотворения) - первый из миров, сотворенных из ничего. Мир этот конечен и получает лишь отражение света мира Ацилут. Б-жественный мир Ацилут выше возможностей человеческого понимания, а следовательно, он выше и пророческого видения, возможного лишь "при облечении мира Ацилут в мире Бриа". Однако оно выше, чем свет в самом мире Бриа. См. также Тания, часть 1, гл. 2.

Untitled Document
Тания Часть 2
Tanya Part 2

Untitled Document
Тания-Tanya
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.